Регистрация первичной эмиссии акций

Обновлено 03 мая 2021

Как и все прочие юридические лица, акционерные общества подлежат государственной регистрации в органе ФНС по месту нахождения юридического лица либо его постоянно действующего исполнительного органа, порядок которой определен ФЗ № 129 от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц».

Сутью государственной регистрации акционерного общества является проверка соответствия закону процедуры его создания и учет всех юридических лиц в государственном реестре. Главное отличие АО от других юридических лиц – это выпуск акций, поэтому оно должно быть зарегистрировано не только как юридическое, но и как эмитент акций.

Отметим, что в настоящее время все учреждаемые акционерные общества должы быть непубличными, минимальный размер уставного капитала АО – 10 000 рублей, а уже в процессе своей деятельности акционерное общество может приобрести статус публичного.

Заявление о регистрации создаваемого АО в качестве юрлица с приложенными к нему документами должно быть подано в налоговую инспекцию его учредителями, иным лицом, действующим на основании доверенности. Если все документы составлены правильно, а изложенные в них сведения соответствуют действительности, регистрация акционерного общества производится налоговым органом в течение трех рабочих дней. Если же в документах обнаружены какие-либо ошибки или несоответствия, то в регистрации АО будет отказано, а госпошлину при этом не возвратят.

Получив свидетельство о государственной регистрации, руководство акционерного общество должно получить информационное письмо Росстата о присвоении кодов статистики, получить извещения о постановке на учет в территориальных органах ПФР, ФСС. Обычно такие документы присылают на юридический адрес компании.

С вступлением в силу новых Стандартов эмиссии ценных бумаг (с 2020 года) выпуск акций создаваемого АО предшествует его регистрации в качестве юридического лица. Таким образом, после принятия решения об учреждении АО сначала регистрируется выпуск акций в Банке России, а уже после этого подаются документы в налоговую инспекцию для внесения в ЕГРЮЛ записи о создании АО. При этом решении о регистрации выпуска акций АО вступает в силу с даты внесения в ЕГРЮЛ записи о создании АО.

По состоянию на окт 2021 года акции регистрируются в бездокументарной форме – в бумажном виде отдельные акции не выдаются, а подтверждением права собственности на акции является: выписка из реестра акционеров самого акционерного общества, который ведет специализированный регистратор, в выписке из реестра акционеров указывается присвоенных Банком России этому выпуску акций регистрационный номер.

Регистрация выпуска ценных бумаг обязательна для всех акционерных обществ, что закреплено в части 1 статьи 19 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон), а также в абзаце 1 статьи 24 Закона, в которой указано, что эмитент вправе размещать эмиссионные ценные бумаги только после регистрации их выпуска. Без регистрации выпуска акций АО не зарегистрируют в качестве юридического лица, что исключает его дальнейшую деятельность.

На регистрацию выпуска акций предоставляются документы, подтверждающие принятие решения о выпуске акций, а также иные документы, содержащие сведения о юридическом лице – эмитенте, его государственной регистрации, об акционерах и оплате уставного капитала, срок регистрации составляет 15 рабочих дней.

После регистрации АО в качестве юридического лица необходимо уведомить об этом регистратора АО, предоставить ему подтверждающие регистрацию АО, а также решение о выпуске акций АО. В свою очередь регистратор уведомит Банк России об итогах выпуска акций создаваемого АО (ранее для этого нужно было осуществить отдельное регистрационное действие – регистрация отчета об итогах выпуска акций в Банке России).

Обратная связь